Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов»

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

17 ноября 2024

Конкурс «Мои горизонты» в рамках Всероссийского проекта ранней
профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее».
Конкурсант Торопова Анастасия Игоревна, педагог-навигатор МАОУ
»Школа No70 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Нижний
Новгород
Номинация: Публицистический материал
Проект, поменявший траекторию моей профессиональной деятельности
Прикладной характер образования — важная вещь, которую сложно
переоценить. Начиная свой профессиональный путьучителяв области таких
дисциплин как «Труд» и «Экономика», которые, по сути своей, являются
науками прикладными, я всегда стремилась к воплощению этого принципа в
будущей жизни выпускника школы.
Какмолодойспециалист, совсемнедавновставшийнаэтот
профессиональный путь, я помню как трудно школьнику найти дело своей
жизни.Зачастуюбываетсложносоставитьосознанноепредставлениео
профессии, к которой ты стремишься, не наблюдая за людьми в деле. Мой
выбор профессии был связан именно с усвоением опыта старшего поколения,
которыйяполучилавшколе, азатемвуниверситете.Однакомои
сверстники, мечтавшие стать врачом, полицейскимилибизнесменом нередко
сталкивалисьпозже с такими гранями своей профессии, которые сбивали с
толку и были невидимы простому обывателю издалека.
Впредметнойобласти»Труд»большоеколичествозанятий
посвящено профориентации, знакомоству с той или иной профессией. На
своихурокахспомощьюдиагностикипрактикумаявсегдастаралась
подвести детей к реальной обстановке, в которой оказывается специалист
определенной сферы. Однако время от времени мы с ребятами не всегда
можем составить себе верное представление о той или иной профессии
потому что не знаем ее тонкостей. Отсюда возникает вопрос «Что я еще могу
сделать, чтобыпомочьдетямиметьболееглубокиепознаниявсфере
профориентации?»
Решениенашлось-проект»Билетвбудущее».Этапрограмма
реализуетсяв нашей стране по поручению Президента с 2018 года.Это
именно тот инструмент, который позволяетмолодому поколению осознанно
подойти к выбору будущей профессии, установить правильные жизненные
ориентиры, ознакомиться с профессиональными деятельностями всех видов.
И это именно тот проект, который позволил мне определить траекторию
моей профессиональной деятельности в сфере профориентации школьников.
Методическаяпроработкапрограммыорганизовананавысоком
уровне. Оценивая личный кабинет педагога-навигатора, нахожу его очень
полезнымиудобным.Программы, отведенныенаопределенныедаты,
имеющиеглубокуютеоретическуюпроработанность, позволяютуделять
подготовке минимальное время, так как нет необходиммости в длительном
посиске дополнительного материала.
Как классный руководитель 7 класса и педагог-навигатор, яи мои
ребята принимаем активное участие в данной программе. За время с 5 по 7
классмысовершилиэкскурсиинапредприятие«КрасноеСормово»,
наблюдали в процессе профессиональной деятельности исами проходили
профпробы потаким профессиям, как: эколог, микробиолог, специалист в
области юриспруденции, а также персонала речного и морского транспорта.
Крометого, врамкахклассногочаса, мысклассомобсуждали
профессиональнуюдеятельностьчеловекавобластиздравоохранения,
общественнойбезопасности, экономическойдеятельности, отраслевого
производстваитакдалее.Ребятапостояннопроходятдиагностикис
подробным разбором результатов, анализируют, как глубоко они понимают
какую-то профессию и есть ли у них к ней склонности.
Анализируя полученный мной опыт, могу с уверенностью сказать, что
время, уделенноеизучениюпрофессиональнойдеятельностиразличных
специальностей в рамках программы, не было потрачено напрасно. Ребята,
переходя от усвоенного в стенах школы материала о конкретной профессии
непосредственно к профессиональной деятельности конкретного работника,
наблюдая вживую за производством, работой ученого, юриста, подготовкой
будущегоморякадальнегоплавания, оживляютсяисопоставляютих
собственное представление с реальностью. За изучением данных профессий
на практике у будущего поколения работников формируется осознание себя,
как части профессиональной средыРоссии. Каждый представляет себя на
местетого, окомнаэкскурсииведетсяречьиразмышляетосвоем
отношении к данной профессии.

Однако, невсегдаудаетсяврамкахмоейпрофессиональной
деятельностиорганизоватьподобныеэкскурсии.Полагаю, чтоврамках
даннойпрограммывозможноприглашениепредставителейразличных
профессий к ребятам на классный час, чтобы представленный материал был
«живым», а полученные ответы исходили от профессионала своего дела,
знакомого со спецификой деятельности по направлению.
Когда ребенок определяется с выбором направления, с которым он
хочет связать свою жизнь, нашей целью станосится оттачивание умений и
навыков, необходимыхисключительновданнойсфере.Несекрет, что
сильной мотивационной установкой у детей выступает соревновательный
момент. Своим ребятам я предлагаю попробовать себя в таких всероссийских
конкурсахпрофмастерства, как«Профессионалы», »Отувлеченияк
профессии».
Таким образом, благодаря проекту «Билет в будущее» я выработала
для себя триединую систему профориентации:
1.Знакомство с данной профессией и прохождение диагностик.
2.Посещение экскурсий и профпроб.
3.Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Не уставая говорить о важности прикладного характера российского
образования, подчеркну всевозрастающую важность рабочих профессий. Как
специалист в области таких дисциплин как «Труд», «Экономика» не могу
допуститьсуществованиявторойбезпервой.Именнотруд, являясь
двигателемпрогрессачеловеческогообщества, формируетоснову
экономическойбезопасностироссийскогогосударства.Трудоспособное
молодое поколение — наше будущее. Однако сама по себе трудоспособность
неформируетещежеланиятрудитьсяивэтом, помоемумнению,
раскрывается в полной мере программа «Билет в будущее». В самом желании
программы заложено желание человека к движению в форме волеизъявления
к приобретению»билета». Зажечь это желание, показать путь для движения,
дать молодому человеку уверенность в правильности выбранного им пути –
цель навигатора (от лат. мореплаватель, человек на судне, указывающий
путь), это моя цель.
#моигоризонты